ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ — «ЕСТЬ, ЧТО СПЕТЬ ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ»

Протоиерей Михаил Ходанов — не только исследователь творчества Владимира Высоцкого, но и яркий исполнитель песен поэта и актера. На прилавках книги отца Михаила о Высоцком соседствуют с аудио-дисками — песенными альбомами.
Арсений Замостьянов расспросил протоиерея Михаила о роли Высоцкого в духовном становлении православного священника, о духовном мире русского советского барда, о недавнем нашумевшем художественном фильме…

ВЫСОЦКИЙ С ДЕТСТВА

 — Вы крепко полюбили Высоцкого еще до того, как пришли к вере? Расскажите, как вы воспринимали его творчество в Ваши детские и юношеские годы.

— Вера с детства жила в моем сердце, пусть и подспудно. Спасибо за это моей бабушке, Прасковье Львовне Трушиной. Она когда-то пела в церковном хоре,  впоследствии подверглась революционному брожению, в храм больше никогда не ходила, но в своем простом русском сердце сохранила молитвы и страх Божий. От нее-то я впервые и получил ключик в мир духовный. В нашем доме звучали Высоцкий, Новелла Матвеева, Окуджава. Все это я любил, ставил, слушал. Первым среди равных был, конечно, Высоцкий — и для меня, и для моей мамы…

— С самого детства он — ваш спутник, голос родительского дома, домашнего тепла…

— Он был для меня одним из моих любимых детских героев, наряду с Элли из Арканзаса, Юнги Джима из романа «Остров сокровищ» и Айвенго. Я многое, конечно, не понимал в его песнях — а у нас их было предостаточно. На пленках, как правило, плохого качества. И все же, не понимая, испытывал интуитивное доверие к его голосу, к интонациям. А какие-то фразы сразу пробивали мое маленькое сердце насквозь: «Если друг оказался вдруг», «Профессионалам — зарплата навалом», «У тебя глаза, как нож, если прямо ты взглянешь…», «И возля самава дварца ашивалси, ентот самый то ля бык, то ля тур», «Лукоморья больше нет» и прочее.

Потом, по мере моего духовного роста, ряд его песен раскрывал передо мной все большие и большие горизонты. Я, конечно, знал эти песни наизусть. И из «Вертикали», и другие типа: «На судне бунт, над нами чайки реют, Вчера из-за дублонов золотых, Двух негодяев вздернули на рею, Но мало! — нужно было четверых!… И вот волна, подобная надгробью, Все смыла, с горла сброшена рука. Бросайте за борт все, что пахнет кровью. Поверьте, что цена невысока!» Какие глубокие смыслы, какая шекспировская широта поэтических мазков!.. Его стихи учились легко, как и стихи Пушкина.

visotckiy_5

НЕКРАСИВАЯ ИСТОРИЯ

— Вы пришли в храм, стали священником. Что изменилось в Вашем отношении к Высоцкому?

 — Когда я воцерковился, то поначалу хотел отбросить всю свою старую жизнь. В церковной практике это называется агрессивным неофитством. В том числе я начал стыдиться и своего увлечения Высоцким. В Семинарии, где меня окружали Святые Отцы и преподаватели с крестами и в рясах, я, вчерашний переводчик-синхронист арабского языка, служивший (не напрямую, конечно) Коммунизму в недрах МО ЦК КПСС, особенно остро ощущал онтологическое несоответствие между своим прежним мирским и нынешним духовным началом…

И вот я перестал петь Владимира Высоцкого и начал поспешно  осуждать его в душе за «грубость», «блатной налет» в его лирике и прочие его грехи, как творческие, так и личные. Вы понимаете, что со мною произошло? Я стал огульно отрицать все свое прошлое с его живыми людьми  и упорно не видеть там ничего светлого.

А ведь именно Высоцкий всколыхнул когда-то мою духовность, заставил думать о чести и достоинстве, об ответственности и трусости, о жизни и смерти, о геройстве и приспособленчестве. Именно он ввел меня в мир, где требовалось быть мужчиной и ощущать ответственность за прошлое, будущее и настоящее («Темнота впереди, подожди! Там стеною закаты багровые, Встречный ветер, косые дожди, И дороги, дороги неровные… Там и звуки и краски не те, Только мне выбирать не приходится, Очень нужен я там, в темноте, Ничего! Распогодится!»).

И его, моего Высоцкого, человека, песни которого я пропустил через свою душу, который помогал мне жить и не терять надежды, который поддерживал меня в самых трудных обстоятельствах, я вдруг стал стыдиться и чураться!.. В общем, некрасивая получилась история.

Но все вдруг разрешилось самым неожиданным образом. Однажды в разговоре со своим приятелем-семинаристом (после вечерней молитвы в спальной комнате на двадцать человек), когда тот стал ругать Высоцкого, я вдруг спонтанно и горячо вступился за поэта. Семинарист, отходя от меня, брезгливо и с ужасом спросил: «Ты что же, любишь Высоцкого больше, чем Бога?».

— Ого!

—  Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! И я впервые начал думать о феномене подлога в споре, о духовности будущих молодых батюшек и о факторе злой нетерпимости.

Но самое главное мое открытие было в другом: когда при мне несправедливо обругали Высоцкого, я воспринял это как личное оскорбление. Оказывается, я продолжал любить поэта. И я покаялся тогда в сердце своем  — и сказал любимому человеку: «Прости меня, Владимир Семенович, я сделаю все возможное, чтобы люди в Церкви полюбили тебя, потому что ты сам жертвенно любил всех своих ближних и дальних. Твое зрелое творчество —
великое тому подтверждение».

ИСКУШЕНИЕ ВЫСОЦКИМ

— Высоцкий был очень популярным человеком. И сегодня он привлекает людей, как никто другой из актеров, певцов, поэтов последних 50 лет. Для него слава была тяжелой ношей. А не нарушается ли здесь принцип «не сотвори себе кумира»? Ведь для многих Высоцкий — кумир, идол. На Западе именно эти слова принято говорить о популярных людях, и у нас в последнее время встала на крыло индустрия звезд, в которой Высоцкий занимает не последнее место даже через тридцать один год после смерти…

— Славу свою он переживал достаточно трезво, не надмевался, но ощущал великое бремя ответственности за каждое произнесенное слово. И работал с ним, со словом, до кровавого пота.

Что касается отношения к поэту как к кумиру, то, наверное, было немало и таких людей, которые в чем-то невольно обожествляли его, делая авторитетно-непогрешимым. Что ж, всяк человек
немощен.

Идолизация — это умопомрачение, взрослый детский сад, «Канатчикова дача». Тут и говорить не о чем. Даже будучи еще совсем невоцерковленным, я никогда не делал из Высоцкого кумира. Он просто  привлекал меня к себе — вот и все. Ну, а его падения и разного рода слухи, распространявшиеся по этим поводам, я переживал мучительно и с болью.

— У Высоцкого, как и у Есенина, есть немало стихов, в которых очень талантливо (и подчас даже привлекательно!) запечатлено болезненное состояние души.  Нет ли в этом искушения?

— Это — уроки для всех думающих людей. Надо уметь и хотеть извлекать духовную пользу из ошибок, как собственных, так и тех, что были совершены нашими страдающими ближними.

СИЛА СЛОВА

— Расскажите, пожалуйста, о Ваших любимых стихах Высоцкого. Если можно — 2-3 стихотворения с Вашими комментариями.

«В суету городов» — здесь тончайшая лирика и грусть, которые особенно сродни русскому характеру. Здесь горы и чистый воздух, здесь завораживающая красота творения Божиего, к которому извечно тянется тоскующая по Богу душа человеческая. 

«Средь оплывших свечей и вечерних молитв…» — здесь потрясающая героика и стимул лично для тебя — совершить в жизни что-то значимое, высокое и доброе для людей, которых любишь. То же самое можно сказать и о стихотворении «Баллада о времени»: «Замок временем скрыт и укутан, укрыт в нежный плед из зеленых побегов…»

«В холода, в холода…» — в этом стихотворении — онтологически  смутное беспокойство, которое терзает и мучает душу, живущую в отрыве от Бога. Особенно это было заметно в советское время, когда поиск Бога виделся в обретении новых друзей, новых встреч и надежд.
А нужен был один единый Бог. Отзвук этой песни, на мой взгляд, касается именно этой темы.

— Теперь я понимаю, почему так проникновенно звучит эта песня в Вашем, батюшка, исполнении… Что особенно дорого Вам в Высоцком сегодня?

— Сила слова и заключенного в нем духа. Активное гражданское начало. Желание положить душу свою за други своя. Нетерпимость к фальши и лжи, обману и злу.

visotckiy_3

ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ

— Когда Вы начали заниматься Высоцким как исследователь? С какой мысли это началось?

— Лет двенадцать назад. Хотя, по сути, исследовать кого-то начинаешь тогда, когда пропускаешь сквозь себя, свое  сердце и душу, день за днем, все его творчество. И прежде всего песни. Так что у меня исследовательский интерес фактически начался в 1980 году, в год кончины поэта.

ТАЙНА КРЕЩЕНИЯ ВЫСОЦКОГО

— А еще Вам приоткрылась тайна Крещения Высоцкого… Многие люди интересуются — был ли крещен Владимир Высоцкий и если — да, то при каких обстоятельствах?

— Да, это дорогая моему сердцу история.

Загоняй поколенья в парную

И крещенье принять убеди.

Лей на нас свою воду святую

И от варварства освободи, — так писал Высоцкий.

Крещение Высоцкого произошло в начале 1970 года. Причина принять это Таинство — горячее желание самого поэта. При общении на эту тему с близкими Владимира Семеновича, а именно с его второй супругой Людмилой Владимировной Абрамовой, я понял, что приятель Высоцкого, переводчик с итальянского Давид Карапетян (он недавно скончался), сын тогдашнего предсовмина Армянской ССР, помог ему осуществить этот замысел. Чтобы избежать опасности огласки Крещения в Москве (поэт не хотел неприятностей ни своему отцу, кадровому офицеру, ни режиссеру Ю.П. Любимову, в труппе которого работал), Высоцкий поехал с Карапетяном в Армению, где и принял Святое крещение.

Через Крещение Высоцкий попытался подняться над действительностью, обрести чистоту и ощутить присутствие Живого Бога, увидеть оправдание своего нового периода жизни, доказать самому себе, что все у него теперь будет по-другому — светло и богоугодно.

— Крещение держали в секрете?

— По возвращении из Армении поэт рассказал обо всем случившемся только Людмиле Абрамовой и еще двум-трем друзьям. Всех прочих он в известность не поставил — это было глубоко личное событие, да к тому же еще и официально крамольное. Рассказывать об этом направо и налево «в те времена укромные» было бы идентично чтению вслух в общественных местах книги опального Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Для Абрамовой, которая и в те годы была верующей христианкой, этот светлый факт его жизни стал весьма важным и радостным. На память об этом событии она подарила ему Георгиевский четырехконечный крест, доставшийся ей в наследство от прабабушки — самоотверженной сестры милосердия.

Высоцкий совершенно не знал разницы  между двумя Церквями, не ведал тонкостей армянского монофизитства. Это был 1970 год. Скорее, всего, ничего не знал о монофизитстве и сам Карапетян. Он, как и большинство армян, был совершенно уверен в том, что Армянская Церковь — древняя и  православная.

О том, что решение креститься было серьезным, говорит простой факт: в главных своих стихах поэт думал о том, как «что спеть, представ перед Всевышним». Вы не найдете такого мотива в тогдашних стихах современников Высоцкого — от Евтушенко до Бродского. 

«СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»

— Вы смотрели последний фильм о Высоцком? Каково Ваше мнение о нем?

— Фильм интересный, добрый. Правда, требования кассовости наложились в нем и на технику съемки, и на сам сюжет. Однако в фильме нет ни грязи, ни секса. Образ Высоцкого дан под определенным ракурсом. Это — болезнь, страдание, выдержка, наркотическая зависимость, клиническая смерть, выживание. Песен звучит мало. Но такова задумка.

Особенно меня потрясла молитва поэта. И конечно, игра Безрукова. Для меня он — один из великих актеров современности. Он — и Евгений Миронов. Они вдвоем вернули нам Пушкина, Есенина, Достоевского и Высоцкого.

То, что фильм ругают, — от скудости мышления оппонентов или от их ангажированности. Или — от зависти. Хороший, в общем, фильм. Спасибо Никите Высоцкому за сценарий и за озвучку. Спасибо всем актерам. Благодарность — режиссеру Петру Буслову. Фильм раскрыл нам еще одну грань образа Высоцкого, о которой мы мало что знали.

И схожесть — колоссальная. Правда, силиконовая маска актера имеет  свою изнанку — преобладает статика его лица. Но все равно — работа проделана огромная и дай Бог, чтобы фильм окупил все растраты и наградил всех своих создателей лавровыми венками.

И ГЛАВНОЕ…

— Как Вы думаете, какие песни Высоцкого будут необходимы православному человеку и через 10, и через 100 лет?

— Если мяса с ножа
ты не ел ни куска,

Если руки сложа,
наблюдал свысока.

И в борьбу не вступил
с подлецом, с палачом,

Значит, в жизни ты был
ни при чем, ни при чем!..

А так,  поживем — увидим.

Беседу вел Арсений Замостьянов