Культурные ценности: Возвращение

Кусочки истории и культуры Украины разбросаны по всему свету и растворяются во времени. Время вернуть их домой.

 «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время разбрасывать камни, и время собирать камни…» Экклесиаст

Множество раз наши соотечественники в поисках лучшей доли, или уходя от врага, покидали свою родину. Если уезжали не торопясь, забирали с собой самое ценное, самое главное, напоминающее о предках, о родине. Если убегали в спешке и все бросали, то уносили с собой неотъемлемое – свою культуру.

Kozak

Оседая в чужих краях – в Аргентине или Канаде, в Чехии или США, - они давали этой земле кусочек собственной почвы, собственной культуры. И наша культура оказалась настолько жизнеспособной и плодородной, что ее проявления не затерялись в той, чужой, культуре.

Десятки землячеств, союзов, обществ, в которые объединялись эмигранты, наши бывшие соотечественники, чтобы не растерять связь друг с другом, чтобы не потерять память о родине. Сотни наименований наших газет,  журналов и книг, в которых остались запечатленными воспоминания и раздумья наших журналистов, писателей, историков, мыслителей. Тысячи произведений, в которых проявилось творчество наших художников, скульпторов, композиторов. Это и построенные в местах оседлого проживания наших эмигрантов церкви. Наши бывшие соотечественники продолжали творить нашу историю, но уже в других странах.

И все это собиралось, хранилось и сохранилось: в эмигрантских семьях, музеях, архивах, монастырях.

Украинский музей, архив и библиотека Украинской вольной академии наук и Научного общества им. Т. Г. Шевченко в Нью-Йорке; музей, архив и библиотека Украинского религиозно-культурного центра в Баунд Брук, штат Нью-Джерси; Национальный украинский музей в Чикаго - вот далеко не полный список хранилищ нашей культуры только в США.

В этих хранилищах - слова и мысли, письма и дневники, скульптуры и картины, формы и награды и многое другое. Очень многое, неизвестное для нас, сохранилось в других странах... Эти частицы культуры и истории хоть и сбереглись на чужой земле, но, оставаясь невостребованными, замкнулись в себе, окаменели. Многое уже потеряно навсегда, ведь даже камни с течением времени превращаются в песок и рассыпаются. Наступило время собирать разбросанные камни!

Украинский музей и библиотека в Стемфорде, США

Еще в первой половине ХХ века по инициативе главы Украинской католической церкви в Америке о. Константина Богачевского был основан первый Украинский музей в США.

Побудительным мотивом создания такого центра сохранения украинской самобытной культуры послужило осознание Богачевским неизбежности потери памяти о своих корнях у потомков эмигрантов, рожденных и выросших в чужой стране. «Что будет, когда умрет старое поколение эмигрантов, а нового притока со Старого Края не будет? Как удержится молодое поколение, рожденное здесь, в Америке, при своей церкви и народности?..» - писал он.

В 1933 г. в небольшом городке Стемфорд (штат Коннектикут) владыка Богачевский приобрел гранитный дворец на 32 комнаты, окруженный огромным парком, в котором позже были построены еще несколько зданий для размещения библиотеки, архива и других служб музея.

Официальное открытие музея состоялось только через два года, в 1935 г., так как потребовалось время на переоборудование дворца, сбор экспонатов и оформление залов музея. Начало экспозиции было положено первым директором музея Львом Чапельским, который совершил для этого специальную поездку в Галичину. За прошедшие с момента открытия почти 80 лет в здании Музея нашли пристанище еще два независимых музея: Лемковский и Закарпатский. Одновременно с открытием музея было объявлено о создании украинской библиотеки-архива для обслуживания музея. Благодаря деятельности библиотеки было спасено немало частных библиотек и архивов, которые нашли здесь пристанище, сохранено и открыто для работы. Сейчас библиотека насчитывает около 60 тысяч книг и периодических изданий XIX-XX вв., изданных, в основном, в эмиграции. Но есть в собрании и уникумы: старопечатные раритеты XV-XVII вв.

Украинский религиозно-культур-ный центр в Баунд Бруке, США

В октябре 1950 г. большинство украинских православных приходов в США объединились в Украинскую православную церковь. С этого времени центром украинского православия в Америке становится маленький городок Баунд Брук в штате Нью-Джерси.

Благодаря инициативе и поддержке владыки Мстислава, заместителя митрополита Украинской Православной церкви в Америке и родного племянника Симона Петлюры, было выкуплено имение в южной части Баунд Брука. 23 гектара земли приобретены на деньги, собранные по подписке среди украинской эмиграции в 1951 г. И в сентябре 1954 г. здесь было заложено украинское мемориальное кладбище, на котором сейчас насчитывается около десяти тысяч памятников, под которыми лежат инженеры и врачи, поэты и художники, музыканты и военные.

В 1965 г. была закончена постройка мемориальной церкви св. Андрея Первозванного в память мучеников за свободу Украины. В стену церкви при закладке был вмурован кирпич из киевского Софийского собора, специально привезенный в 1961 г.

На этом кусочке земли, принадлежащем украинской эмиграции, построены здания Украинского культурного центра, в которых размещаются консистория, типография, редакция журнала «Украинское православное слово», музей, библиотека и архив. В музее хранятся сданные эмигрантами уникальные вещи, как, например, энколпион 1240 г., грамоты, подписанные гетманами Мазепой и Скоропадским, епитрахиль митрополита Петра Могилы, экземпляр Острожской библии и многое другое. Находится здесь и икона, которую в 1702 г. монахи Киево-Печерской лавры подарили Ивану Мазепе. Здесь же можно найти оригинал одного из Универсалов Директории УНР, вещи из казачьих раскопок, старинные украшения.

Украинский религиозно-культур-ный центр в Баунд Бруке, США

В октябре 1950 г. большинство украинских православных приходов в США объединились в Украинскую православную церковь. С этого времени центром украинского православия в Америке становится маленький городок Баунд Брук в штате Нью-Джерси.

Благодаря инициативе и поддержке владыки Мстислава, заместителя митрополита Украинской Православной церкви в Америке и родного племянника Симона Петлюры, было выкуплено имение в южной части Баунд Брука. 23 гектара земли приобретены на деньги, собранные по подписке среди украинской эмиграции в 1951 г. И в сентябре 1954 г. здесь было заложено украинское мемориальное кладбище, на котором сейчас насчитывается около десяти тысяч памятников, под которыми лежат инженеры и врачи, поэты и художники, музыканты и военные.

В 1965 г. была закончена постройка мемориальной церкви св. Андрея Первозванного в память мучеников за свободу Украины. В стену церкви при закладке был вмурован кирпич из киевского Софийского собора, специально привезенный в 1961 г.

На этом кусочке земли, принадлежащем украинской эмиграции, построены здания Украинского культурного центра, в которых размещаются консистория, типография, редакция журнала «Украинское православное слово», музей, библиотека и архив. В музее хранятся сданные эмигрантами уникальные вещи, как, например, энколпион 1240 г., грамоты, подписанные гетманами Мазепой и Скоропадским, епитрахиль митрополита Петра Могилы, экземпляр Острожской библии и многое другое. Находится здесь и икона, которую в 1702 г. монахи Киево-Печерской лавры подарили Ивану Мазепе. Здесь же можно найти оригинал одного из Универсалов Директории УНР, вещи из казачьих раскопок, старинные украшения.

Частные архивы за рубежом: раритеты, находящиеся  под постоянной угрозой

В 2007 г. в одной из самых популярных и уважаемых газет США «Нью-Йорк таймс» появился материал под названием «Найдено в мусоре: поющие казаки и ожесточенный спор». Нью-йоркских журналистов ничем не удивишь, они ко всему готовы. Но даже их поразило отношение сына известного руководителя эмигрантского хора донских казаков С. Жарова, который выбросил весь архив своего отца после его смерти на улицу. В коробках были уникальные фотографии и документы, формы, награды и знаки. Благо, на гору коробок с документами обратила внимание женщина-дилер, специализирующаяся на продаже исторических документов, и увезла их к себе. Благо, потому что не дала исчезнуть в печах фабрики по утилизации городского мусора. Но, к сожалению, архив распался, так как распродается до сих пор на интернет-аукционах по 2-3 документа или фотографии. А сколько таких частных архивов более или менее известных наших соотечественников ушло и уходит в небытие из-за того, что не нужны они потомкам, потерявшим интерес к стране, откуда пришли их предки?!

В одной американской семье потомков наших эмигрантов находятся несколько писем Симона Петлюры. Есть там и уникальные фотографии церемонии его похорон. В семье уже никто не говорит на украинском языке. Надолго ли они сохранятся? И не пора ли Украине взять на себя важную миссию возвращения культурных ценностей на их историческую родину?